Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Деятельность сознание личность - скачивание разрешено.

Личность» — одна из его главных книг, по которой до сих пор в нашей стране учатся студенты-психологи. Ведь никакая система знаний о тотальном объекте не дает нам его действительного понимания, если в ней отсутствует одна из существенных специфических его характеристик. Настоящим камнем преткновения в исследовании личности до сих пор остается вопрос о соотношении общей и дифференциальной психологии. Каждый из нас, разумеется, принимает на себя те или иные социальные например, профессиональные функции и в этом смысле - "роли". На этом уровне у животного, у младенца состав деятельностей и их взаимосвязи непосредственно определяются свойствами субъекта - общими и индивидуальными, врожденными и приобретаемыми прижизненно. Несмотря на кажущуюся пестроту и даже взаимную непримиримость современных психологических теорий личности, большинство из них сохраняет характерную для домарксистской и внемарксистской психологии диадическую схему анализа, о несостоятельности которой я уже говорил. Жане, понятие роли соотносительно не понятию личности personnalite , а понятию персонажа personnage 128. Оно радикально меняет понимание ее предмета и разрушает укоренившиеся в ней схемы, в которые включаются такие разнородные черты или "подструктуры", как, например, моральные качества, знания, навыки и привычки, формы психического отражения и темперамент. Именно она-то непосредственно и входит в психологический облик личности, какой бы ни была осуществляющая ее совокупность конкретных действий.

А в этом как раз и заключается научная задача. Так обстоит дело и с изучением человека: психологическое исследование его как личности отнюдь не может быть возмещено комплексом сопоставляемых между собой морфологических, физиологических и отдельных функционально-психологических данных. Поэтому в этот анализ пришлось ввести такие понятия, как понятия о "пристрастности сознания" и о "личностном смысле", за которыми скрывается дальнейшая, еще не затронутая проблема - проблема системного психологического исследования личности. Психологический анализ деятельности и сознания раскрывает лишь их общие системные качества и, понятно, отвлекается от особенностей специальных психических процессов - процессов восприятия и мышления, памяти и научения, речевого общения. Имеются в виду именно деятельности субъекта, которые и являются исходными "единицами" психологического анализа личности, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не непосредственно личность. Он заключается в том, что в ходе развития субъекта отдельные его деятельности вступают между собой в иерархические отношения. Соответствующие количественные данные - будут ли они относиться к скорости реакции, к строению скелета, особенностям вегетативной сферы или к числу и характеру образов, продуцируемых испытуемыми при рассматривании чернильных пятен, - подвергаются обработке безотносительно к тому, в каком отношении находятся измеренные признаки к особенностям, существенно характеризующим человеческую личность. В сфере идеологических представлений этот процесс является неизбежным и имеющим всеобщий характер в классовом обществе. Как сложится в этих условиях его личность?

Давно хочешь узнать про Деятельность сознание личность - добавлено по просьбе Ольга Ильина .

Лишь немногие общие положения о личности принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами. Важнейшими возражениями против "ролевых" теорий являются не те, которые идут по линии критики того или иного понимания места, отводимого ролям в структуре личности, а те, которые направлены против самой идеи, связывающей личность с запрограммированным поведение Гандерсон , даже если программа поведения предусматривает ее самоизменение и создание новых программ и подпрограмм129. Поэтому в характеристику индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Уже первые шаги в указанном направлении приводят к возможности выделить очень важный факт. Наиболее общее правило состоит здесь в том, что, чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, чем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организация, тем более выраженными становятся различия в их порожденных и прижизненно приобретаемых особенностях, тем более, если можно так выразиться, индивиды индивидуализируются. Он создается смыслами, которые не могут "высказать себя" в адекватных значениях; значениями, лишенными своей жизненной почвы и поэтому иногда мучительно дискредитирующими себя в сознании субъекта; они создаются, наконец, существованием конфликтующих между собой мотивов-целей. Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Столь же нелепо говорить, например, о "роли" полярного исследователя, "акцептированной" Нансеном: для него это не "роль", а миссия.

Культура, хотя она и существует в своих персонификациях, составляет предмет истории, социологии, а не психологии. Такой подход необходимо приводит к положению об общественно-исторической сущности личности. Положение это означает, что личность впервые возникает в обществе, что человек вступает в историю и ребенок вступает в жизнь лишь как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и что личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Парадокс в том, что предпосылки развития личности по самому существу своему безличны. Отправными для них явились этнологические данные, которые показали, что существенные психологические особенности определяются различиями не человеческой натуры, а человеческой культуры; что, соответственно, система личности есть не что иное, как индивидуализированная система культуры, в которую включается человек в процессе его "аккультуризации". Но вот перед нами образ героя повести Гоголя "Шинель" Акакия Акакиевича Башмачкина. Индивид - это прежде всего генотипическое образование.

Тем не менее оно единственно открывает путь к пониманию личности, в ее действительной психологической конкретности. Для научной психологии личности это фундаментальное методологическое открытие имеет решающее значение. Функцию вторичных коррелятивных изменений организмов, создающих целостность из организации, особенно подчеркнул в своей "гипотезе корреляции" А. Оно радикально меняет понимание ее предмета и разрушает укоренившиеся в ней схемы, в которые включаются такие разнородные черты или "подструктуры", как, например, моральные качества, знания, навыки и привычки, формы психического отражения и темперамент. Этот предмет — есть мотив, за мотивом стоит — потребность. Он выступает лишь в качестве предпосылки деятельности, ее условия. Последняя составляет как бы только оболочку этой другой деятельности, реализующей то или иное действительное отношение человека к миру, - оболочку, которая зависит от условий, иногда случайных. Поэтому -то внутренне движение развитой системы индивидуального сознания и полно драматизма. ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЯ Внешняя деятельность — это тоже часть психологии, потому что есть большая связь между внешней деятельностью и психическими процессами. Характерный для этого направления эмпиризм, собственно, и не может дать большего.



copyright © g-magic.ru